Как обжигать дерево горелкой для придания темного цвета?

Среди множества способов защиты деревянных изделий от воздействия негативных факторов обжиг считается наиболее удобным способом, который легко использовать в домашних условиях.

Обожженное дерево – тренд в оформлении интерьера

Современный мир дизайна буквально кишит разнообразными новшествами. Одним из таких модных трендов стало применение обожженного дерева, как в строительстве, так и в мебельной индустрии. Материал привлекает своей экологичностью и простотой. Изделия из дерева помогают создавать невероятную атмосферу комфорта и уюта в вашем доме.

Создаем дизайн-проекты интерьеров →

Как обжигается дерево?

Существует несколько технологий обжига в зависимости от глубины обработки материала – это поверхностный, глубокий и полный методы.

Для полного обжига необходимо использование вакуумной печи, где дерево поддается воздействию температуры до 400оС. Такой материал используют редко из-за значительной утраты прочности древесины после подобной обработки.

Способ глубокого обжига производят специалисты в открытых печах, где дерево находится определенное количество времени, после чего его тушат водой. Здесь верхний слой материала прогорает на 1-2см, поэтому древесина теряет свою привлекательность и оригинальный рисунок. При этом материал не лишается прочности и стойкости к различным воздействиям.

Дерево, обожженное поверхностным способом, пользуется наибольшей популярностью. В отличие от двух предыдущих методов, этот не требует сложных технологий и осуществляется с помощью обычной горелки или паяльной лампы. В результате, вы получаете равномерно прогоревший материал до 0,5 см, после отшлифованный, с высокой долговечностью и красивой текстурой. Такую процедуру можно провести и самостоятельно, предварительно ознакомившись с особенностями использования оборудования.

Обожженное дерево – тренд в оформлении интерьера

Обожженное дерево – преимущества использования

Обожженное дерево – тренд в оформлении интерьера

Как уже говорилось выше, такая технология пользуется большим успехом как для создания уникального и современного интерьера, так и в качестве материала для строительства.

Обожженное дерево не только придает особенного шарма и оригинальности дизайну, а и обладает весьма существенными преимуществами. Во-первых, вы всегда можете самостоятельно обработать древесину, без посторонней помощи. Также, обожженный материал имеет высокую степень пожаробезопасности и влагоустойчивости. После обработки, в дереве отсутствует благоприятная среда для развития бактерий, грибков или насекомых-вредителей.

Обожженное дерево – тренд в оформлении интерьера

Интерьер с применением обожженного дерева

Использовать обожженное дерево в интерьере – значит сделать его стильным и современным. Материал отлично подходит как для отделочных работ, так и для создания из него мебельных изделий или предметов декора. Зачастую, современные дизайнеры совмещают несколько полезных свойств такого дерева, отделывая им стены, тем самым создавая необычный стиль и утепляя помещение.

Мебель – огонь! Дизайнеры и бренды, которые создают обожженную мебель

В 2012 году тогда еще студент Маартен Баас показал выпускной комиссии Академии дизайна Эйндховена дипломную работу под названием Smoke — несколько обугленных предметов мебели. Идея восхитила Марселя Вандерса, и тот предложил Баасу создать полноценную линейку для Moooi. «Спаленные» кресла и светильники Moooi стали появляться в жилых и коммерческих проектах известных интерьерных дизайнеров, и через год-другой идею подхватили другие известные и не очень бренды — и многочисленные подражатели. Пойдем по порядку.

Маартен Баас для Moooi

Эксперимент Бааса был призван выразить идею, что вещи при деформировании обретают особый шарм и ценность.

Выглядит мебель из коллекции Smoke так, словно ее чудом спасли из пожара — отколовшиеся части только добавляют этой легенде достоверности.

В 2004-м галерист Мюррей Мосс представил в своей нью-йоркской галерее Moss выставку работ Маартена Бааса Where There’s Smoke («Нет дыма без…») — два десятка предметов, обожженных бензиновой горелкой и затем вскрытых прозрачной эпоксидной смолой. С тех пор дизайнера начали называть Burning Baas.

Smoke стала сенсацией (коллекция удостоилась премий Rene Smeets Award и Melkweg Award), поэтому неудивительно, что у Бааса появились подражатели. Например, украинский дизайнер Ярослав Галант и его коллекция Born 2be Burnt — попробуйте найти пять отличий.

Born 2be Burnt, Ярослав Галант

Riva 1920

Оттенок Volcano, который есть в разных коллекциях, появился благодаря старинной японской технике обжига древесины.

Процедура не только придает мебели глубокий антрацитовый цвет и делает поверхность дерева бархатистой, но и защищает от возгорания, насекомых и плесени.

Красиво и практично — вот почему Volcano стал у Riva 1920 любимым типом отделки мебели для улицы.

Стол Eco & Eco Natural Sides

Timothy Oulton

Английский бренд Timothy Oulton тоже экспериментировал с эстетикой обугленного дерева. Результатом стали обеденный стол и консоль Glacier.

Под прозрачным слоем эпоксидной смолы, словно в толще льда, застыла обманчиво-примитивная композиция из прямоугольных брусьев.

Своеобразный «ледник» оберегает хрупкую поверхность обожженного дерева с белоснежным налетом пепла.

Журнальный столик Glacier

Bleu Nature

Еще одно сочетание безупречно гладкого акрила и фактурной угольной поверхности можно найти у французов Bleu Nature.

Мебель – огонь! Дизайнеры и бренды, которые создают обожженную мебель

Бренд создает журнальные столики, внутрь которых помещены обугленные поленья и крупные ветки.

Впрочем, есть у Bleu Nature и не запаянные в акрил работы — у журнального столика Hekla Burned Occasional свободная поверхность, открытая к прикосновениям.

Читайте также:  Как покрыть крышу дома из ЦСП — пособие практикующего мастера!

 Хилла Шемиа

Wood Casting израильского дизайнера Хиллы Шемиа — коллекция про крепкую взаимосвязь природы и промышленности, и это не метафора.

 Распиленные вдоль бревна кипариса и эвкалипта буквально закованы в алюминиевую основу.

Чтобы добиться максимального слияния материалов, дизайнер заливает дерево расплавленным металлом, помещая будущие консоли, столики и табуреты в специальные формы.

Archpole

Российская архитектурно-производственная лаборатория, основанная Константином Лагутиным и Анной Сажиновой, экспериментирует с огнем, чтобы придать мебели оригинальный вид. В линейке Archpole есть стулья и столы легкой степени «горелости»: это предметы из березовой фанеры в выразительных подпалинах.

Ниже еще несколько красивых и оригинальных интерьерных сюжетов про дерево и высокие температуры. 

Denis Milovanov

У Дениса Милованова особый подход к дереву и высоким температурам: в отличие от других дизайнеров, он не «сжигает» будущую мебель, а варит ее в кипящем масле.

Эта аутентичная русская техника окрашивает древесину в глубокие оттенки коричневого и черного, искусственно состаривая внешность предмета на несколько десятилетий.

Под брендом Denis Milovanov Денис выпускает малотиражные интерьерные скульптуры и предметы мебели.

А Soha — куда более доступные вещи его авторства, не лимитированные тиражом. Сначала это была кухонная утварь, а в прошлом году Soha представила дебютную коллекцию мебели.

Kengo Kuma для Lasvit

Японская архитектурная студия спроектировала для Lasvit светильники Yakisugi, дебютировавшие на Миланской неделе дизайна 2017.

Чтобы создать коллекцию, мастера Lasvit облили раскаленным стеклом деревянные формы, обугленные по все той же древней японской технике.

Пластичное стекло запомнило каждую трещинку и сохранило первозданную текстуру древесины в кристально прозрачном виде.

СюжетыDenis MilovanovMoooiRiva 1920дизайнерская мебельМаартен Баас

Породы древесины наиболее устойчивые перед гнилью

Меньше всего подвергается гниению ценные породы древесины. Они обладают высокой стоимостью и не все способны приобрести их для строительства. К примеру таким материалом является дуб. Он сопротивляется неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды. Его не портит грибок, ветер, солнце, вода. При соприкосновении с водой он наоборот становится только крепче, приобретает более темный оттенок. Дуб тяжело поддается обработке, сложно ему придать определенную форму. Он практически не трескается и не коробится. Чем старше само дерево дуба, тем лучше его древесина.

Чуть менее доступной по стоимости, прочной и устойчивой к гниению древесиной является лиственница.  Это дерево хвойной породы, обладающее прямым стволом. Несколько сотен лет город Венеция стоит на сибирской лиственнице, отсюда можно сделать вывод о ее прочностных и других характеристиках. Она практически не гниет, не подвергается воздействию грибка синевы. Ее в меньшей степени поражают насекомые и грибки, из-за особенностей ее смолы, выполняющей антисептическую роль. У лиственницы интересная текстура, которая после обработки материала выглядит красиво. Естественный оттенок данной древесины является темно-бурым.

Более доступные по стоимости и способные противостоять гниению являются следующие хвойные породы:

  • Сосна. Она относится к мягким породам, ее легко пилить, строгать, обрабатывать. У данной древесины прямой и ровный ствол. Сосна при высыхании не сильно растрескивается. Она обладает желтовато-белым оттенком, четко выраженной текстурой и большим количеством содержанием смол, за счет чего является защищенной от гниения. Еще существует корабельная сосна, она не боится влажности, активно используется в кораблестроении. От обычной сосны она отличается более высоким и ровным стволом. А ее смолистость зависит от времени года и возраста дерева.
  • Ель. Дерево обладает ровным, прямым, круглым стволом. Обрабатывать ее труднее, из-за твердости имеющихся сучков, несмотря на то что сама древесина является мягкой. Ель обладает более рыхлой структурой и теплой, чем сосна и при высыхании может растрескаться. Эту древесину редко поражает синева. Цвет у ели белый, с золотистым оттенком.
  • Кедр. Иногда эту древесину называют кедровой сосной. Это мягкая порода с красивой текстурой, легко поддающаяся обработке. Ядро кедра имеет розоватый оттенок, а его заболонь является бело-желтым. По своей плотности он схож с сосной и елью. Кедр является устойчивым к гниению и растрескиванию.

Браширование дерева

Для получения теплого оттенка после обжига выполним браширование дерева. Для браширования чаще используют щетку с ворсом из стальной латунированной проволоки толщиной 0,3 мм или специальные круговые щетки-крацовки для дрели.

Проводить щеткой обязательно нужно вдоль волокон, а не поперек, иначе появятся некрасивые полосы на дереве. За счет браширования мягкие волокна выбираются, в результате поверхность становится рельефной, структура более выраженной.

В последствии было решено отказаться от щетки и сделать верхний слой гладким и однородным, для этого подойдет наждачная бумага с зерном 60, это можно назвать шлифованием дерева.

Браширование

Древесина неоднородна по своему составу: на спиле дерева видны годовые кольца. Количество окружностей определяет возраст, а их ширина зависит от многих причин: породы, условий питания, погоды, местоположения (на солнце или в тени). Годичные кольца шире у молодых деревьев — они активнее растут. На размер колец влияет и то, выросло ли конкретное дерево из семечка (более узкие) или корневой поросли. 

Годичные кольца дерева Светлый и более широкий участок кольца — это прирост в первую половину периода активной вегетации (весна и начало лета), тонкий и тёмный — то, что наросло за вторую половину лета и осень. Всё вместе представляет собой прирост одного года.

Браширование

В начале лета образуется более рыхлая проводящая ткань. Со второй половины нарастают твёрдые клетки, способные выдерживать механические нагрузки, — они придают дереву устойчивость. Рисунок годичных колец виден и на продольном спиле дерева. 

Читайте также:  Стеклоблоки — 50 примеров в качестве перегородки

Со временем древесина разрушается. Особенно, если доска или изделие из дерева находятся на открытом воздухе — под действием солнца, дождя, мороза и ветра. Светлые мягкие участки разрушаются быстрее, поэтому с течением времени поверхность древесины становится неровной, ребристой.

Старая доска Для того чтобы добиться такого результата, не обязательно ждать много лет, выдерживая дерево под солнцем и ветром. Состарить древесину можно брашированием

Браширование

Процесс заключается в механическом удалении более мягких волокон. Для этого применяют жёсткие щётки (по-английски brush — щётка). В зависимости от требуемой степени состаривания, используют инструменты различной жёсткости: металлические, нейлоновые, сизалевые. Возможно их сочетание: для более глубокой и грубой обработки применяется металлическая щётка, а нейлоновой и потом сизалевой обрабатывают поверхность для удаления заусенцев.

Щетки для браширования Кроме насадок на дрель или углошлифовальную машинку (УШМ, «болгарка»), стоит обзавестись и ручным инструментом — абразивной шкуркой разной зернистости, ручной кордщёткой. Также удобно использовать абразивные губки: гибкая поверхность позволяет убирать занозы из углублений.

Независимо от выбора, во время работы следует учитывать направление движения: оно должно быть по волокнам древесины. Поэтому щётки-насадки на электроинструмент нужны плоские, а не в виде чашки. 

Браширование

Прежде чем приступать к процессу состаривания, потренируйтесь на образце. 

Кроме механического способа (щётками), древесину текстурируют при помощи химии или обработки пескоструем. Принцип тот же: удаляются более мягкие части. 

В химическом способе используются кислоты и щёлочи, способные разъедать органику, например, серная или азотная кислота. Поэкспериментировать можно с агрессивной бытовой химией, предназначенной для удаления сильных загрязнений. Химическая обработка применяется как самостоятельный вариант или в качестве начального этапа перед механической очисткой щётками.

Браширование

Использование разных способов браширования позволяет получать неодинаковый эффект. При обработке металлическими щётками рельеф древесных волокон будет более глубокий и явный, после химического травления и пескоструя — сглаженный.

Обработанную древесину покрывают морилками и лаком После получения требуемой фактуры древесину обрабатывают морилками, восками, лессировочными покрытиями, лаками. Колерующие составы (морилки) мягкие участки прокрашивают сильнее, чем твёрдые. Лазури (лессировки) дополнительно подчёркивают рельеф, скапливаясь в углублениях. 

Браширование

Процесс прапаривания и гнутья древесины

Размеры отверстия для выхода пара подбирают таким образом, чтобы насыщенный воздух выходил под давлением как на видео выше. Дело в том что при недостаточной концентрации пара заготовка не пропарится, при избыточном давлении возможен даже разрыв паровой камеры или срыв шлангов. Иногда для создания необходимого количества пара на выходное отверстие делают легкую крышечку, которая при повышении давления открывается, при низком давлении прикрывается.

В качестве парового котла в домашних условиях можно использовать обычный чайник или кастрюлю с водой на плите. Для более частого процесса гнутья можно купить специальный генератор.

Процесс гнутья древесины необходимо начинать только после достаточного наличия воды в генераторе, так как прерывания процесса насыщения негативно сказывается на качестве и времени всего технологического процесса гнутья древесины.

Специалисты рекомендуют температуру пропаривания держать выше 100 градусов Цельсия, как только вся заготовка прогреется выше 100 градусов, ее можно гнуть. Для измерения температуры насыщенного пара на выходе из камеры устанавливают градусник.

Декоративная ценность обожжённого дерева

Гораздо более интересен визуальный эффект от обжига дерева. Именно благодаря ему в Японии зародилась технология обработки деревянных балок под причудливым названием «Шу-Суги-Бан», а дотошность Японцев к интерьерному оформлению жилищ всем хорошо известна.

Внешний вид обработанной таким образом древесины напрямую зависит от техники и глубины обжига, а их различают три типа. Первый — поверхностный обжиг — позволяет создать буро-коричневую с золотистым отблеском поверхность, на которой довольно контрастно проявляется деревянная текстура. Химическая и биологическая стойкость такой древесины недостаточно высока, поэтому изделия поверхностного обжига применяются, как правило, во внутренней отделке. Благодаря тому, что воздействие на структуру дерева минимально, ведь обжиг затрагивает лишь 2–5 мм под поверхностью, отделочные материалы могут сохранять свою легковесность, то есть обычную вагонку таким образом обработать вполне реально.

Глубокий обжиг дерева применяют для более старых пиломатериалов, часто для досок и брусьев, уже находившихся в использовании. Такая техника помогает «обновить» древесину: удалить рассохшийся поверхностный серый слой и качественно прогреть всю толщу дерева. За счёт этого поверхность приобретает очень выразительный внешний вид: от переливающегося графита до угольно-чёрной имитации редких благородных пород. Пожалуй, такой глубины чёрного цвета никак не достичь иными методами, потому древесина глубокого обжига так высоко ценится дизайнерами.

Третья степень обработки дерева — его полный прожиг. Собственно, деревом оно быть перестаёт вовсе, превращаясь, по сути, в полимероуглеродный пластик. В домашних условиях, к сожалению, полный обжиг выполнить почти невозможно: за время обугливания огонь успеет съесть почти половину толщины заготовки. Используется такое дерево, прежде всего, в производстве мебели. Техника гарантирует абсолютную уникальность каждого изделия, ведь характерный узор и образованные расколы никак не воспроизвести повторно.

Читайте также:  Из чего построить дом недорого и качественно

Как обжигают древесину в промышленности

Существует такой способ, как полный обжиг. В этом случае доски помещаются в печь, где температура достигает 400 градусов по Цельсию. При этом температурная обработка происходит в вакуумных условиях, что и позволяет добиться нужного эффекта. Этот способ используется для больших объемов выпускаемой продукции, и подобного оборудования у обычного человека быть не может. Да и древесина при этом все же теряет ряд своих качеств.

Существует также и глубокая обработка, в ходе которой дерево прогорает до 20 миллиметров, но при этом, что удивительно, не теряет своих свойств. Впрочем, для подобной деятельности все равно необходима печь, да и само дерево внешне становится не очень интересным из-за слишком большой степени обугливания.

Структурные изменения древесины под воздействием обжига

По мере разрастания подкорковых слоев в древесине формируются новые поры. Это вызывает отмирание волокнистых клеток и приводит к повышению пористости структуры. Итогом становится неизменное свойство любой древесины — гигроскопичность, или способность впитывать и отдавать воду при смене влажности окружающей среды.

Дерево имеет неравномерную текстуру из-за наличия в составе целлюлозных полимеров, смол, сахаров и прочих органических компонентов. Также материал обладает высокой горючестью, склонностью к размножению грибков и прочих микроорганизмов, которые постоянно проживают внутри и начинают активно размножаться при малейшей сырости.

Снизить все перечисленные недостатки древесины, при этом оставив ее экологически чистой, способна технология обжига при помощи автоклавного нагрева (термолиза) или креозотной проварки.

Структурные изменения древесины под воздействием обжига

В процессе проведения работ материал нагревается до +300…+400 градусов, что позволяет разрушить нестойкие гемицеллюлозные образования. Поскольку последние являются причиной появления горючих пиролизных газов, то их удаление сразу снижает возгораемость дерева.

Обжиг древесины, проводимый в домашних условиях, имеет менее выраженное действие и удаляет меньшее количество нестабильных соединений. Тем не менее, этого достаточно для улучшения эксплуатационных свойств материала. Также обжиг приводит к частичному закупориванию пор смолой и сажей, сужению каналов во внешнем слое древесины, поэтому внутрь практически не будут проникать бактерии, солнечные лучи, влага. Рыхлое дерево после обжига обретает и противопожарные свойства, становится невосприимчивым к гниению, меньше разрушается от осадков и ветра.

Технология обжига дерева

Перед тем, как провести обжиг древесины, позаботьтесь о мерах предосторожности. Ведь работать вы будете с открытым огнем. Для небольших брусков на поделки подойдет и открытый балкон, а вот с полноценными досками лучше работать под открытым небом.

Проводить обжиг древесины можно:

Технология обжига дерева

— газовой горелкой

— паяльной лампой на бензине

— обычным газовым баллоном с насадкой

Технология обжига дерева

— строительным феном

Тем, кто проводит обжиг и браширование древесины в мелких масштабах – для поделок, уже давно полюбился дремель . Он небольшой, удобный, да и в хозяйстве «мини-дрель» пригодится не только для обжига древесины.

Помимо древесины и горелки, для обжига нам понадобится жесткая щетка и мягкая широкая кисть для сметания гари (флейц).

Технология обжига дерева

Щетка с металлическими щетинами подойдет для зачистки небольших брусков. Для масштабных работ лучше вооружиться болгаркой, дрелью или шлифмашиной со специальными насадками

1. Непосредственно обжиг древесины

Спокойно, равномерно ведете горелкой по древесине, чтобы не было обугленных или «недогоревших» участков.

Технология обжига дерева

Степень обжига выбираете исключительно по вашему вкусу. Если обжиг будет слабым – можно потом будет еще раз пройтись горелкой, если поджарите слишком – просто придется больше потрудиться при снятии нагара, рисунок будет более контрастным. Главное – равномерность обжига.

Если ваша древесина не , почти наверняка в ней попадутся или потеки, или смоляные карманы, которые могут загореться. Сразу же тушите возгорание, иначе на этом месте образуется неприглядное темное пятно. Обжиг одной стандартной доски займет до 10 минут.

2. Выскабливание опилок

Технология обжига дерева

Берем жесткую металлическую щетку – такую, как для снятия краски – и начинаем вести исключительно вдоль волокон. Вместо щетки можно брать щеточную шлифмашину, дрель или болгарку со специальными насадками. Таким образом вы «расшевелите» выгоревшие мягкие ткани во впадинах древесины. Немного поупражнявшись со щеткой, берите флейц и вынимайте, выбивайте, выковыривайте опилки. Делать это нужно как бы «против ворса», иначе эти пылинки просто глубже забьются во впадины.

Браширование древесины после обжига щеточной шлифмашиной

3. Доводим до желаемого состояния

Технология обжига дерева

Чередуя щетку и флейц, очищайте древесину по волокнам сильными, длинными движениями. Не можно проводить щеткой перпендикулярно волокнам – жесткие щетинки оставят след и испортят весь рисунок. Когда следует остановиться – решать только вам, исходя из ваших эстетических предпочтений. Обжигом древесины и брашированием можно получить материал от серых, угольно-черных до шоколадно-коричневых и золотистых оттенков.