История лепного декора. От Древнего мира до современности

Акротерий, балясина, вимперг и другие не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

Еще статьи в рубрике Интерьерные решения от дизайнеров интерьера и производителей:

  • Шторы история, разновидности и типы

    При обустройстве квартирам шторам отводится последняя и одновременно почётная роль. Вешая шторы мы делаем, как бы, заключительный штрих в общей картине …

  • Ткань для штор и шторная фурнитура

    Если верить историческим хроникам, даже самые древние цивилизации могли похвастаться культурой ткацкого производства. Сначала люди использовали ткань только для изготовления одежды, …

  • Полезные советы по выбору штор, уход за шторами

    Правильно выбранные шторы или жалюзи могут скрыть недостатки отделки и преобразить квартиру. Поэтому при покупке «одежки» для окна необходимо учесть все: …

  • Аквариумы

    В последнее время дизайнеры стали серьезно рассматривать аквариум как полноправную составляющую жилища. Кроме того, что аквариум — это своеобразная форма проведения …

  • Остекление балконов и лоджий (законодательство, варианты остекления, основные материалы для работы).

    В нашей стране уже десятилетия продолжается тихое противоборство между властями и населением за право свободного остекления балконов и лоджий. Чем только …

  • Все что вы хотели знать о зимнем саде. Зимний сад в квартире, доме, офисе

    Не правда ли, хорошо прийти вечером домой, вытянуть ноги у бассейна и поужинать «в тени» фикусовых пальм? Это не кадр из …

Кирпичная пилястра: что это и какие функции выполняет?

При оформлении декоративных элементов, образовывается определенный стиль. Пилястры вписываются в задуманный дизайн легко и смотрятся как выступления или плоские колонны. Они могут выполнять различные функции:

Элемент декора Функции и предназначение
Декорация или ее часть Визуальное увеличение размеров помещения
Разделение комнаты на зоны
Неповторимость внутреннего стиля, наружного дизайна
Роль ниши Скрывает коммуникационные системы, трубы и неэстетичные элементы
Основа под полки или вешалки
Опорный элемент Поддержка несущих конструкций, балок

Лепной декор в Древнем Египте

К сожалению, история не так внимательна к деталям, поэтому установить точную дату появления декоративной лепнины не представляется возможным, археология в этом, увы, также бессильна. Но те образцы декоративной лепнины Древнего Египта, что дошли до наших дней, относятся к временам еще додинастической эпохи, а именно к периоду правления фараонов Первой династии. Именно в это время, за 5000-2800 лет до нашей эры, элементы лепного декора впервые начали использоваться в дворцово-храмовом убранстве. Подлинных же высот искусство декоративной лепнины из гипса достигло значительно позже – в XV веке до нашей эры. На это время пришелся расцвет древнеегипетской державы – наступили времена Нового царства и правления фараонов Тутанхамона, Тутмоса III и царицы Хатшепсут.

Именно египетским архитекторам и строителям мы должны быть благодарны за создание лепного декора, ведь это они положили начало этому искусству. Конечно, в этом случае не обошлось без пособничества фараонов, ведь всесильные владыки Древнего Египта знали толк в настоящей роскоши. Дворцы и храмы фараонов возводились силами тысяч рабов, но искусных камнерезов насчитывались лишь единицы, тогда как каменный декор требовался все больше. Именно так и появился керамический декор, элементы которого создавались из обожженной глины. Позже это направление преобразовалось в лепной декор, ценность которого лишь возросла спустя многие тысячелетия.

Изначально использование лепнины носило сугубо утилитарный характер. Так, к примеру, колонны попросту поддерживали крышу, лишь позже верхняя часть колонн, называемая капителью, стала украшаться простейшим лепным или резным орнаментом в сочетании с цветными росписями. Со временем гипсовая лепнина стала украшать дверные порталы, наличники дверей и стены – на последних начали появляться розетки, лепные полоски и картуши. Интересно, что использование лепного декора не ограничивалось отделкой дворцов и храмов–погребальные камеры великих пирамид, “домов Вечности”, также обзавелись пышными украшениями.

Лепной декор в Древнем Египте

Но как именно началась история гипсовой лепнины в Древнем Египте? В этом случае все просто – архитекторы и строители древней державы заметили, что обжигание гипсового камня и последующее смешение получившегося порошка – гипса – с водой, позволяет создавать великолепные декоративные элементы. Для этого достаточно лишь заполнить гипсом форму и дать ему высохнуть на солнце– затвердев, материал сохранит свою форму. Такие свойства гипса, как прочность, легкость и пластичность во влажном состоянии сыграли значительную роль в его дальнейшем становлении в качестве основного декоративного материала. В скором времени после открытия этого материала, египтяне привнесли в него часть собственной и Месопотамской культуры, придав гипсовому декору орнаментальные и растительные мотивы.

Утлые дома обычных египтян давным-давно обратились в пыль, величественные дворцы и храмы обернулись руинами, но искусство Древнего Египта на многие тысячелетия пережило саму древнюю цивилизацию. Сегодня считается, что искусство Древнего Египта проникнуто некой мистической мрачностью, но в действительности египтяне всегда восторгались красотой жизни. Их благодарность богам выражалась в искусстве и архитектуре, которую мы можем наблюдать в музеях всего мира, а также развалинах храмов и дворцов. Для того чтобы почувствовать величие этой красоты, достаточно лишь раз взглянуть на колонны, украшенные декоративной лепниной, или гипсовые рельефные карнизы, во множестве дошедшие до наших дней.

Лепной декор в Древнем Египте

Варианты монтажа

Капители могут крепиться к дверному полотну на две или на одну сторону проема несколькими способами:

  • установкой на добор;
  • монтажом фрезеровки рейки верхней перекладины.

Добором называют планки или откосы. Эти конструкции выполнены в одной цветовой гамме и из того же материала, что и перекладина. В них есть паз под гребень, который расположен на наличнике. Чтобы закрепить капитель на доборной планке, нужно применить гвозди и молоток. Все остальные детали соединяются пазом. Установка добором является долговечной, а провести ее самостоятельно несложно.

Второй способ применяется, если в перекладине нет паза. Его нужно сделать своими руками. Для этой операции понадобится станок с фрезой. Инструментом делают выемку (канавку) вдоль всей длины перекладины (с обратной стороны). Затем деталь образовавшимся пазом плотно вставляют в доборный откос.

Если нужно закрепить на полотне металлический элемент декора, то рейки и панели наличника обрезают до нужной длины. Над ними монтируют, примерив, алюминиевую перекладину. Она вставляется в готовые пазы и для надежности фиксируется в них монтажной пеной.

Межкомнатные двери с капителями, установленными своими руками, будут долго радовать роскошным видом хозяев жилища и их гостей.

Архаический период развития архитектуры

Колонны при строительстве зданий стали использовать в начале развития человеческой цивилизации. Первые колоннады изготавливались из древесины и представляли собой столбы для поддержки навесов. Чтобы деревянные столбы не проседали, их основания закреплялись каменными глыбами. На верхнюю опорную часть укладывалась доска или плита, которые можно считать прототипами баз и капителей, являющихся основными элементами современных архитектурных колонн.

Архаический период развития архитектуры

Вне зависимости от течения времени и появления новых архитектурных стилей со своими правилами, модернизациями, революционными новшествами конструкции колоннад принципиальным изменениям не подверглись и сохранили свои основные части:

  • База: нижняя часть, которая переносит нагрузки на основание;
  • Ствол (или тело): основная часть, для выразительности форм может быть украшена декоративными элементами – каннелюрами;
  • Капитель: верхняя часть, помогает распределить нагрузки с вышерасположенных элементов строения, но не является обязательной.
Архаический период развития архитектуры
  • Дорический ордер. Самый ранний тип архитектурной композиции с колоннами, характерной чертой которого считается отсутствие базы. Колонны такого ордера короткие и мощные, чтобы иметь возможность выдерживать тяжелые каменные элементы кровли и верхней части здания. Имеют капитель и украшаются каннелюрами (вертикальными бороздами), образующими острые углы.
Архаический период развития архитектуры
  • Ионический ордер. Более тонкие и даже изящные колонны, высокие, имеют базу, легко узнаваемы по капителям, украшенным завитками. Каннелюры колоннад ионического типа чередуются с дорожками.
  • Коринфский. Ордер, который потом повсеместно использовали архитекторы Древнего Рима, чаще всего, исключительно в декоративных целях. Характерной чертой такого ордера считаются пышные капители, чаще всего имеющие форму колокола и украшенные стилизованным растительным орнаментом.
Архаический период развития архитектуры

Позднее древние римляне, которые использовали в строительстве греческие принципы создания колонных систем, добавили от себя еще два ордера. Первый – строгий тосканский, был частично позаимствован у этрусков. Второй ордер является композитным, потому что объединяет в себе лучшие черты коринфского и ионического ордеров и считается по-настоящему роскошным.

Пилястра: что это такое в архитектуре?

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

прямоугольная колонна или выступ стены, часто моделированный в ордере. Е.А.С. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука

ПИЛЯСТРА

пиля́стра, -ы и пиля́стр, -аСинонимы: анта, колонна, пилястр, полуколонна

Пилястра: что это такое в архитектуре?

Пилястра: внешний вид и роль в архитектуре зданий

Декоративное оформление зданий играет важную роль, так как придает ему презентабельности, а также повышает ценность этих сооружений: как финансовую, так и культурную. Сегодня огромной популярностью пользуются колонны, балюстрады, боссажи, пилястры.

Среди всех этих архитектурных элементов последние являются одними из самых древних. С их помощью можно придать строению оригинальности и стиля.

Из чего делается пилястра мебельная

До того как начали выпускаться синтетические материалы для пилястр, они изготавливались совершенно из других вариантов.

А именно из:

  • Гипса;
  • Натурального камня типа известняка;
  • Мрамора;
  • Гранита.

Не смотря на то, что сегодня вы можете встретить и изделия из пенопласта или полиуретана, те варианты, которые были перечислены выше, все равно пользуются спросом.

Что касается гипса и полиуретана, то они не только обладают красивым видом, но и достаточно устойчивы к различным воздействиям.

Не меньшим спросом пользуются пилястры, изготовленные из пенополистирола, а если их еще и обработать гранитной или мраморной крошкой, то можно увеличить стойкость перед повреждениями механического характера.

В продаже есть и виды декора, изготовленные из пенопласта. Этот материал обрабатывать намного легче, чем камень и именно поэтому он пользуется популярностью у дизайнеров. Ведь именно из него можно создать такие элементы, которые не могли себе позволить зодчие из древних веков.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры рококо в Италии, Германии, Англии имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Рококо

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо рококо в Италии описаны кратко на Дзен канале Архитектура, а также есть описание памятников рококо Англии и в архитектуре Германии.

Материалы для современных пилястр

Полуколонны в современном интерьере в основном изготавливают из широко доступных и практичных материалов: камня, дерева, гипса, пенополиуретана, пенопласта.

Пенопласт легок и дешев, практичен и неприхотлив в строительно-отделочных работах, что напрямую сказывается на их сроках, «податлив» в покраске и придании необходимой цветовой гаммы в любой момент времени. Естественно, гармонируя с общим дизайнерским решением.

Деревом обычно украшают каминную зону, дверные и оконные проемы, арки, комоды, шкафы, тумбочки.

Дорогой классический стиль предпочитает в отделке интерьера пилястрами из натурального камня, гранита, мрамора. Для менее изысканного варианта подойдут имитационные материалы, качественно заменяющие оригинал.

Гипс имеет «иммунитет» к механическим деформациям и легко восстанавливается. Может эффективно сочетаться с мрамором, придавая ему замысловатые формы в элементах ствола и капители.

Пенополиуретан долговечен и бюджетен, как и пенопласт. Он влагостоек и износоустойчив, не боится температурных аномалий и при этом имеет презентабельный вид во всевозможных цветовых решениях. В отличие от пенопласта – прост в установке и монтаже, более прочен и имеет преимущество в выборе цветовых оттенков.

Читайте также:  3 проверенных методики, как снять старую краску с дерева