Александр Чесноков: «Проза вынимает все силы и побеждает…»
О`Санчес – современный русский писатель, в миру Александр Чесноков. Родился в Санкт-Петербурге в 1957 году. Член Санкт-Петербургского Союза Писателей и Российского Союза Писателей. Автор «Кромешника», «Нечисти» и ряда других романов.
Иван Кабаков (И.К.) Здравствуйте, Александр! Как я заметил, Вы не очень любите распространяться о своей жизни. Можете рассказать о причине такой скрытности? Ну, и, конечно же, расскажите о себе, что можете и желаете.
Александр Чесноков (А.Ч.) Здравствуйте, Иван!
Я не считаю себя таким уж скрытным, однако, вы правы в том, что я не люблю распространяться о своем быте. Все дело в том, что людской досужий интерес к чужой частной жизни редко бывает доброжелательным, даже если это фаны любопытствуют по поводу своего кумира. То есть, пользы от этого мало, а недопонимания и досад для всех сторон – сколько угодно.
Извольте, несколько слов о себе скажу. Мне 53 года, я разведен, у меня двое детей, образование высшее (дневное отделение факультета психологии ЛГУ, ныне СПбГУ), русский, беспартийный, непьющий, некурящий.
И.К. В детстве любили читать? Назовите любимых писателей/поэтов. Изменились ли эти вкусы с годами? Как и когда Вы решили стать писателем?
А.Ч. Да, в детстве я очень много читал, сейчас меньше.
С годами вкусы меняются, это естественно. Избирательность повысилась, поскольку жаль тратить время на пережевывание мусора. Кроме того, в последние годы я стараюсь читать книги на русском, а не переводные. Почему? Переводчик, даже самый классный – это всегда посредник между читателем и писателем, а для меня, как для читателя, очень важен язык, стиль, которым написана книга.
Из переводных ценю Голдинга, Сэй-Сёнагон, Рабле, Кинга…
Из наших – список велик, наверняка пропущу кого-то. Назову нескольких.
Поэзия: Пушкин, Игорь-Северянин, ранний Маяковский, Мандельштам, Есенин, Заболоцкий, Мария Петровых, Твардовский.
Проза: Лермонтов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков, Аксаков, Бунин, Катаев, Набоков, все трое Толстых, Искандер, Астафьев, Шефнер, Пелевин. Выше всех – именно как писателя, а не публициста-трибуна – ставлю Солженицына.
И.К. Поделитесь, пожалуйста, опытом издания первой книги. Сложно ли Вам было на первых порах?
А.Ч. Первая книга? С нею мне просто повезло. Это был «Кромешник». Невероятное сложение случайностей позволило рукописи со свистом войти в план издательства «Симпозиум» и, стараниями главреда Кононова Александра Клавдиевича, довольно скоро увидеть свет, причем, в разгар знаменитого кризиса конца девяностых!
Я не шучу по поводу везения: прошло достаточно лет и событий, чтобы я четко понял: книга любого, сколь угодно высокого, уровня, может быть запросто отвергнута сотней издательств в пользу откровенной макулатуры. Здесь нет ничьего злого умысла, таков мир книг. И не только книг, я думаю.
Сложно ли было? И сейчас не просто. Я пришел в мир словесности сорока лет от роду и там меня никто не ждал, а лотки, как и сейчас, были набиты доверху книгами других авторов.
И.К. Ваши книги, большинство из которых связаны между собою, сильно различаются в стилях и жанрах. Откуда и зачем такое разнообразие?
А.Ч. Мои книги разнятся в стилях и жанрах именно потому, что я стремлюсь к разнообразию, и Ваши слова лестны для меня. Но, увы, разница далеко не так сильна, как бы я того хотел, ибо человеческие возможности ограничены. Тем не менее, я стараюсь поменьше повторяться в стиле, в языке, в приемах, коль скоро этого не избежать (в истории мировой словесности сие никому не удалось в полной мере), но идти дальше, раздвигать границы и горизонты словесности и собственных возможностей.
И.К. В какой обстановке Вам лучше всего «пишется»? Вдохновение – важный фактор в Вашей писательской деятельности?
А.Ч. Я пишу дома. Могу в любое время, но самое золотое и эффективное – утро, примерно с девяти.
Вдохновение – это нечто вроде клада, который весьма желанная добыча… И достается она чаще всего тому, кто упорно ее ищет, а не тому, кто грезит о ней, лежа на тахте. Убежден, прежде всего на собственном опыте, что писать необходимо каждый день, трудиться, править, думать… Тогда и только тогда растет качество письма, да и вдохновение заглядывает охотнее.
И.К. Вы также пишите стихи. А в каких литературных жанрах Вам ещё не доводилось поработать? В каких хотелось бы?
А.Ч. Стихи пишу редко, и все время даю себе зарок: вот закончу очередной роман – напишу целый цикл стихов… Проза вынимает все силы и побеждает, увы, до стихов руки доходят редко.
Хочу написать пьесу, но я пока не готов. Хочу написать исторический роман – тоже пока не готов.
Кое-что планирую по разделу нон-фикшн…
Планов у меня много – воплотить бы!
И.К. Мне и моим читателям очень любопытно происхождение Вашего псевдонима.
А.Ч. Мое имя АлекСАНдр ЧЕСноков. Отсюда часть псевдонима.
По моему скромному разумению, латино-испанское САНЧЕС в невероятном сочетании с ирландским О под апострофом ‘ – надежная подсказка читателю, что это псевдоним… Как бы не так! И по сию пору мои книги в магазинах чаще всего лежат в зарубежных разделах.
Кроме того, я всегда хотел отделить свою частную жизнь от литературной и поэтому нырнул в псевдоним. К сожалению, издатели плевать хотели на мою скромность и запросто выдали мое обывательское имя в Сеть, на всеобщее обозрение.
И.К. Сейчас много разговоров в обществе о том, что в России стали меньше читать. Согласны ли Вы с этим? Есть ли пути разрешения этой проблемы? Какие у неё могут быть последствия?
А.Ч. У меня есть афоризм на сей счет: «Читатель – это пассивный графоман».
Не имею надежной статистики на сей счет, но охотно верю, что – да, меньше. Появились другие источники информации, развлечения, коммуникации. Не вижу в этом ничего плохого, не вижу проблемы. Как вспомню – сколько всякой дряни я сам прочел, глупой, пустой, абсолютно бесполезной… Выбора стало больше – это важнее.
А книга еще долго не умрет, писателям здесь не о чем беспокоиться.
И.К. Бесплатные электронные библиотеки – это подарок человечеству от 21 века или воровство писательского «хлеба»?
А.Ч. Это подарок человечеству, читающему и пишущему. Я убежден, что бесплатные публикации моих книг в Сети – не помеха бумажным тиражам. Но я резко против, когда некие ухари пытаются продавать электронные книги моего авторства даже не ставя меня в известность, я уж не говорю о гонорарах и отчислениях.
И.К. Как Вы считаете, можно ли разбогатеть писательским трудом? Если не секрет, сколько Вам приносила прибыли самая успешная книга?
А.Ч. Прибыли мои от книг – невелики. Но разбогатеть писательским трудом очень даже можно: все дело в тиражах. И в переводах, и в экранизациях… Мне пока не удалось.
И.К. Сейчас стало модно ругать современную литературу и её представителей. Назовите, на Ваш взгляд, лучших из современных авторов?
А.Ч. Из тех, кто на слуху? Пелевин. Акунин. Но я убежден, что лучшие книги у них впереди.
Оговорка не случайна: в Сети произрастает и резвится несметное множество ярчайших талантов, в прозе и в поэзии, но их пока никто не знает… Узнают, весь мир узнает, у меня даже и сомнений в этом нет.
И.К. А чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
А.Ч. По городу ходить-бродить. В Сети много времени провожу. Читаю. Хочу, вот, на роликах выучиться ездить, изучаю теорию музыки.
И.К. Поделитесь, пожалуйста, своими творческими планами.
А.Ч. Недавно закончил роман «Пинка удаче(Одинокий город Петербург)». Вне жанров, и уж точно, что не фэнтези. Скорее – городской роман на темы современного Санкт-Петербурга. Скажу не хвастаясь – роман удался! Очень им доволен, однако же, увы, издательства не спешат наложить на него лапу – вероятно, чуют в нем какие-то колючки…
Они там есть.
Только что, в самом начале марта дописал маленькую повесть «Осенняя охота с Мурманом и Алёнушкой». Очень уж захотелось вновь повидаться с персонажами моего старого романа «Нечисти». Заодно сверил прежние писательские мускулы с нынешними. Все хорошо.
А сейчас начинаю «нулевой цикл» моего нового большого романа, под условным, рабочим, названием: «Я – кирпич».
Это будет серьезный городской роман, но я хочу, чтобы он отличался от всего сделанного ранее. Понадобится вплести туда киберпанк – я вплету. Не в ущерб, конечно же, традиционной русской словесности.
И.К. Спасибо, Александр, за увлекательную беседу! Всего Вам самого наилучшего!
А.Ч. Спасибо Вам за приглашение к интервью. Ваш О’С
Александр Чесноков в Живом Журнале. Произведения автора на ЛибРу
Иван Кабаков
По окончанию прочтения, не забываем добавить в закладки:



Я сам хотел бы писать книги, но для меня с моими финансовыми возможностями это не реально.
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 10:02 дп
Но ведь на блог есть время?)
Я, кстати, книгу со своими интервью издавать в этом году собираюсь)
Reply
sherhan Reply:
Март 12th, 2011 at 6:32 пп
а во
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 6:40 пп
Ты со мною согласен кагбэ?)
Reply
kladez-zolota Reply:
Март 13th, 2011 at 7:11 пп
Круто! Удачи!!!!!!!!!!
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 13th, 2011 at 7:19 пп
Спасибо!))
Reply
Беседа получилась увлекательная, познавательная.
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 10:03 дп
спасибо, мне тоже понравилось)
Reply
как всегда – шикарное интервью! жду когда с обожаемой мной Ольгой Громыко пообщаешься)
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 11:33 дп
Спасибо!)
А кто это такая?) Буду стараться отыскать её)
Reply
Отличное интервью, спасибо вам, Иван, что знакомите читателей с таким интересным писателем и человеком, как О`Санчес…
Давно уже читаю его книги и очень ценю его творчество.
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 12:01 пп
Вам спасибо за оценку! Тоже с уважением отношусь к творчеству О`Санчеса)
Оставайтесь с нами, впереди Вас ждёт много интересного!)
Reply
Интересно побеседовали )))
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 12:41 пп
ага, Саш, спасибо)
Reply
Спасибо за интервью.
Зафрендил, пошёл читать книги О’Санчеса ( до сегодняшнего дня не знал этого писателя). Отстал от жизни
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 6:29 пп
Тебе спасибо, Альберт! Читай, меня его «Нечисть» сильно впечатлила.
Reply
Открыла для себя новое имя в нашей литературе. Хочу почитать его книги.
Иван, а вы лично встречаетесь с писателями или через интернет?
p.s. Я тоже, вот, послала 2 своих произведения в редакции, жду ответов, планов, конечно, особых не строю пока…
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 6:31 пп
Почитайте, хорошие книги!
Конечно, встречаюсь! Пару раз в неделю хожу по кабакам Союзов Писателей.
Планы строить не надо – надейтесь! А я Вам желаю удачи!
Reply
Юлия Reply:
Март 12th, 2011 at 7:27 пп
Спасибо!))
Иван, мне почему-то не приходят обновления о поступлениях новых комментариев к подписанной теме. Это так должно быть?((
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 13th, 2011 at 10:02 дп
Нет, проблемы стало быть, какие-то. Будем исправлять. Спасибо)
Reply
По Акунину согласен полностью…
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 12th, 2011 at 6:41 пп
ага, Миш, я тоже на это надеюсь)
Reply
т.е. для писателя бесплатные электронные библиотеки все-таки лучше, чем продажа электронных книг без его ведома?
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 14th, 2011 at 10:04 дп
как посмотреть. Скоро на эту тему будет интересная дискуссия в блоге нашего друга. Я ссылочку дам)
Reply
LaY_zzz Reply:
Март 15th, 2011 at 6:51 дп
хорошо. постараюсь не пропустить))
Reply
Intelligent88 Reply:
Март 15th, 2011 at 6:56 дп
не пропустишь – я у себя в блоге это пропиарю)
Reply